С 27 мая по 2 июня проходит Неделя отказа от табака в честь Всемирного дня без табака , который проводится 31 мая. В этом году он посвящен защите детей и молодежи от влияния табачной индустрии.
В современном мире нас окружает множество устройств, каждое из них работает по заложенной в него программе.
Но замечаем ли мы, когда программируют нас самих?
Заставляют совершать те или иные поступки?
Программирование сознания человека – это качественно иной уровень манипулирования.
Человек неосознанно делает то, что хотят от него другие.
Один из ярких примеров программирования людей – это курение.
За личный выбор курящий принимает то, что по факту является циничным финансовым расчетом третьей стороны.
Техники и алгоритмы манипуляций различны и позволили втянуть в курение пол мира, и сделать так, чтобы человеку крайне трудно было отказаться от сигареты.
Современная молодёжь, как одна из самых слабозащищённых и уязвимых категорий населения, в силу отсутствия у неё соответствующих знаний, опыта и экономической зависимости, часто выступает объектом для различного рода манипуляций, а также апробаций на ней политических, социально-психологических технологий и экспериментов.
Широко распространенная реклама табака “делает нормой” потребление табака – она преподносит его в качестве продукта, ни в чем не отличающегося от каких-либо других потребительских товаров, и так, что молодым людям трудно осознать опасности, связанные с его потреблением.
Молодые люди недооценивают риск привыкания к никотину и возможные трагические последствия для здоровья.
Как индустрия делает молодежь своей целевой аудиторией
Стремясь манипулировать молодыми людьми, табачная индустрия прибегает к методам «приукрашивания» своей продукции, стараясь сделать ее более привлекательной, в частности при помощи красивой фирменной упаковки или символики. Эти методы стали наиболее очевидными в контексте возникшего в последнее время небывалого интереса к электронным сигаретам и нагреваемым табачным изделиям.
Различные секторы экономики все в большей степени переносят свои рекламные кампании в интернет, и табачная индустрия не является исключением: табачные компании все чаще привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к рекламе своей опасной для здоровья продукции. При этом зачастую они действуют в обход традиционных правил и норм, регулирующих рекламу и стимулирование сбыта табачных изделий, так как информация, скрыто продвигающая эту продукцию, не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие материалы, размещаемые в социальных сетях.
Эта проблема вызывает особую тревогу применительно к молодежи, которая являются главной мишенью рекламы, проводимой через известных пользователей социальных сетей.
Меры по борьбе с курением в современной России
Сегодня в России ведется целенаправленная работа по борьбе с курением. Она включает в себя:
– присоединение Российской Федерации к антитабачной конвенции ВОЗ от 16.04.2008 г.;
– принятие Федерального Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Законы № 15-ФЗ от 23.02.2013г., № 303 – ФЗ от 30.07.2023г.) предусмотрены ряд запретов о курении и «парении» в закрытых помещениях, общественных местах, реклама, спонсорство табака и никотин-содержащих продуктов, розничная торговля устройствами для потребления никотин-содержащей продукции на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, запрет на использование ЭСДН несовершеннолетними, в том числе безникотиновых вейпов.
Проведенная депутатами Государственной Думы РФ акция «Вейп-контроль» обнаружила 471 «Интернет-ресурс с нарушениями законодательства». Из них 70% предлагали электронные устройства дистанционно, в том числе без проверки возраста.
В соответствии с принятым законом и идеологией конвенции в России действуют: запреты и ограничения на продажу табака; меры по увеличению стоимости сигарет; налоги на торговлю табачной продукцией; ограничения рекламы табачной продукции и др.
Особая роль отводится организации медицинской и консультативной помощи тем, кто хочет избавиться от вредной привычки.
Покупка табачных изделий финансирует целую индустрию, основанную на эксплуатации низкооплачиваемого и детского труда. Под выращивание табака заняты 200 тысяч гектаров земель, фермеры, занимающиеся его сбором и переработкой, чаще болеют: никотин проникает сквозь кожу, табачная пыль оседает в легких. Во многих странах к этой работе привлекают детей, что не только вредит их здоровью, но и мешает получать образование. Работа на табачных плантациях — тяжелый и низкооплачиваемый труд, в то время как табачные корпорации получают огромные прибыли.
Наконец, табачные продукты загрязняют окружающую среду. Большая часть всего мусора — сигаретные окурки. Их чаще всего находят на пляжах и в мировом океане. Окурки содержат в себе ядовитые вещества, которые проникают в почву и воду. Сигаретные фильтры делаются из полимерных материалов, не подлежащих вторичной переработке. Для прикуривания используются спички и зажигалки. Если допустить, что от одной спички прикуривается по две сигареты, то только для производства спичек требуется ежегодно вырубать 9 миллионов деревьев.
Картриджи и емкости для никотиновой жидкости одноразовые и тоже не подлежат переработке. Такая ситуация выгода производителю. За уборку мусора, образующегося при курении, табачные корпорации не платят ни гроша. Это оплачивается местными правительствами, а значит, деньгами налогоплательщиков, то есть всех нас. Табачный дым вносит значительный вклад в загрязнение воздуха городов, в нем содержатся парниковые и токсичные газы, компоненты смога. Только для упаковки сигарет требуется огромное количество картона, пластика, фольги и клея. В совокупности с коробками и ящиками, используемыми при транспортировке, это дает 2 миллиона тонн отходов, не пригодных к переработке, ежегодно.
В результате агрессивной рекламы электронных-средств доставки никотина (далее – ЭСДН), в том числе как средств отказа от курения, число потребителей ЭСДН резко возросло, «парение» превратилось в целую субкультуру.
Проведенный в 2023 году в Красноярском крае интернет-опрос среди студентов и старших школьников (1664 респондента, среди которых преобладают подростки до 18 лет – 74,4%) показал, что доля потребителей ЭСДН составила 21,9%, а доля курящих обычные сигареты – 12,1%. При этом 20,3% из числа потребителей ЭСДН начали употреблять ЭСДН
в качестве средств отказа от курения, и 43,4% из них продолжают курить обычные сигареты (эффект «двойного» курения).
Табачная индустрия вводит в заблуждение общественность, продвигая новые виды табачной продукции. Эти продукты популяризируются среди молодого поколения красноярцев, в том числе детей. Употребление ЭСДН создает риск развития заболеваний сердца, новой смертельной болезни вейперов – EVALI.
Во Всемирный день без табака мы также призываем всех активных сторонников борьбы против табака принять меры для защиты этих возрастных групп, организовав проведение кампаний и мероприятий, направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у следующего поколения молодых людей способность устоять перед соблазном попробовать табак и уверенно двигаться в будущее без табака.